Специалисты кадастровой палаты разъясняют, как изменить вид разрешенного использования земли

13 июля 2018 г., пятница

Ежегодно в Кадастровую палату по РТ поступает сотни заявлений об изменении вида разрешенного использования земли. Необходимость поменять предназначение земельного участка возникает тогда, когда собственник желает использовать землю не по тому целевому использованию, которое определено в правоустанавливающих  документах. К примеру, он имеет намерение  построить торговый павильон на земле, предоставленной для индивидуального жилищного строительства. По закону этого делать нельзя.

Использование земли вразрез с видом разрешенного использования чревато для правообладателя серьезным административным штрафом, который будет взиматься до тех пор, пока правонарушение не будет устранено. Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) предусмотрено, что  за использование земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием взимается от 0,5 до 1% от кадастровой стоимости земельного участка (но не менее 10 тыс. руб.). За отсутствие строительства на земле, выделенной под ИЖС, придется заплатить в виде штрафа  - от 1 % до 1,5% от кадастровой стоимости участка (но не менее 20 тыс. руб.).

Так что в этом вопросе лучше придерживаться правил, установленных законом. Как поменять предназначение участка?  Первую очередь необходимо знать, что изменение вида земельного участка возможно только на тот, который предусмотрен правилами землепользования и застройки конкретного муниципального образования.

Допустим, вы решили построить дом и купили участок, присоединенный к городу, но предназначенный «под сельскохозяйственное производство». Разница в целях использования, что называется  «на лицо». Придется менять «разрешенку». Прежде всего, необходимо обратиться в орган местного самоуправления, чтобы убедиться, что такой вид использования предусмотрен правилами землепользования и застройки в территориальной зоне, в которой расположен данный земельный участок. Если не предусмотрен, то самостоятельно выбрать вид разрешенного использования «под индивидуально жилищное строительство» не получится. Но обо всем по порядку.

Правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается местным исполкомом. Они включают в себя сведения о территориальных зонах (жилые, общественно-деловые, производственные и др.), для которых определены границы и установлены градостроительные регламенты. В пределах определенной территориальной зоны устанавливаются допустимые виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные.

Основной и вспомогательный  вид могут быть выбраны правообладателем самостоятельно в соответствии с правилами землепользования и застройки. Дополнительных решений и согласований на это не требуется. Сведения о выбранном виде разрешенного использования вносятся  в  Единый государственный реестр недвижимости.

Для этого правообладателю (в том числе, представителю, действующему по доверенности, арендатору с согласия арендодателя) нужно обратиться в МФЦ с  соответствующим заявлением.

А вот с использование условно разрешенного вида не все так просто. В данном случае необходимо получить разрешение на изменение. Заявление о предоставлении разрешения  подается в уполномоченный орган муниципального образования. Обратиться можно лично или  направить почтой.

Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования рассматривается на публичных слушаниях (общественных обсуждениях). Расходы на проведение несет лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения.

По результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний комиссия готовит рекомендации о предоставлении или отказе разрешения и направляет их главе местной администрации. Он должен принять решение в  течение трех дней со дня поступления документов. Правообладатель земли вправе оспорить отказ в  судебном порядке.  

Решение о предоставлении разрешения орган  местного самоуправления самостоятельно направляет в орган регистрации прав. Оно является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН.

С момента направления такого решения в орган регистрации прав до внесения сведений в госреестр о земельном участке должно пройти не более 15 рабочих дней.

Если в установленный законом срок сведения в ЕГРН не внесены, заинтересованное лицо вправе лично обратиться в орган регистрации прав с соответствующим заявлением.

Собственнику и арендатору следует иметь в виду, что вместе с изменением  вида разрешенного использования может существенно измениться кадастровая стоимость земельного участка, и, соответственно, размер земельного налога и арендная плата.

Градостроительные регламенты устанавливаются не для всех земельных участков. Например, они не устанавливаются для земель лесного фонда, земель запаса, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и др. Также они не распространяются на земельные участки в границах объектов культурного наследия, в границах территорий общего пользования и др.

Как быстро изменить вид разрешенного использования? Тем, кто никогда не сталкивался с этой процедурой, достаточно сложно представить себе этот процесс на практике. Как правило, далеко не все не обладают специальными знаниями в области земельных правоотношений. Для того, чтобы заявление и приложения к нему были приняты в кратчайшие сроки к рассмотрению, необходимо крайне тщательная предварительная подготовка. Убедиться в том, что ваш пакет документов и заявление соответствует действующим требованиям, лучше заранее. Специалист проверит ваш пакет документов и даст рекомендации. Большой опыт в решении земельных вопросов имеют юристы филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республики Татарстан. Обратиться за консультацией вы можете по телефону: 8(843)533-10-48.

 

 

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International